Законопроект о защите интеллектуальных прав в сети “Интернет”

В настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект федерального закона, ранее принятый Министерством культуры РФ, направленный “на прекращение нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет“.

Настоящий законопроект предполагает включение в действующий Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” инновационной статьи 15.2, озаглавленной как: “Ограничения передачи информации в случае нарушения интеллектуальных прав“.

В соответствии с указанной статьей предполагается, что владелец сайта либо провайдер хостинга в случае получения письменного заявления правообладателя о нарушении его интеллектуальных прав будут обязаны удалить такую информацию либо принять иные меры по приостановлению / блокированию к ней доступа. В заявлении правообладатель будет указывать свои персональные данные, информацию об объекте интеллектуальных прав, автором (правообладателем) которого он является, доменное имя сайта в сети “Интернет”, на котором размещена информация, содержащая объект интеллектуальных прав. При этом предоставление какой-либо документации, подтверждающей наличие прав на спорный контент законопроектом не предусматривается.

В течение суток с момента получения заявления от правообладателя провайдер хостинга будет обязан проинформировать о поступившем заявлении владельца сайта и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления размещенной информации. Какая-либо дискуссия сторон о законности/незаконности спорного контента не допускается. В свою очередь, владелец сайта в течение суток обязан удалить такую информацию либо принять иные меры по приостановлению (блокированию) доступа к ней.

Законопроектом предусматривается, что пользователь, разместивший оспариваемую информацию, вправе в течение 10 дней направить правообладателю через владельца сайта или провайдера возражения, которые должны подтверждать правомерность размещения информации, содержащей объект интеллектуальных прав. Если по истечении месяца с момента направления возражений правообладателю владелец сайта или провайдер хостинга не был уведомлен об инициации судебного процесса по  защите нарушенных интеллектуальных прав, он вправе восстановить доступ к спорному контенту.

Кроме того, законопроект включает нормы, обязывающие владельца сайта и провайдера хостинга оказывать правообладателю безвозмездную помощь, направленную на удовлетворение его интересов или, говоря языком закона, оказывать содействие правообладателю в сборе и обеспечении доказательств нарушения интеллектуальных прав.

Так, провайдер хостинга будет обязан обеспечить копирование и хранение незаконно размещенной информации, с возможностью предоставления ее по требованию компетентных государственных органов или правообладателя. Кроме того, провайдер будет обязан предоставить по вышеуказанному требованию обозначение отправителя и получателя информации, то есть предоставить сведения как о лице разместившем спорный контент, так и о лице его использовавшем. “Сотрудничество” для владельца сайта будет заключаться в обязанности предоставить правообладателю сведения о лице, разместившем такую информацию.

Безусловно, что норма закона будет применяться и исполняться на практике лишь в том случае, если за её  игнорирование будут предусмотрены меры ответственности. Учитывая это, законодательный орган предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях РФ статью 13.29 – “Нарушение порядка и условий ограничения предоставления информации в случае нарушения интеллектуальных прав при размещении информации в информационно-коммуникационных сетях, в том числе сети “Интернет“.

В соответствии с указанной нормой неисполнение вышеуказанных требований закона для владельца сайта и провайдера хостинга повлечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией технических средств или без таковой;
  • на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией технических средств или без таковой.

Очевидно, что принятие законопроекта в подобной редакции даст “зеленый свет” правообладателям для беспрепятственной внесудебной  защиты интеллектуальных прав в сети “Интернет”, но лишь в юрисдикции (зоне действия) российского законодательства…

При использовании материала обязательна гиперсылка  на первоисточник