Участие адвоката в обыске

19.05.2020

Определением от 14.01.2020 года № 4-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил правовой смысл положений пункта 3 части 2 статьи 38 и части 11 статьи 182 УПК РФ.

Согласно указанным нормам уголовно-процессуального закона при производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск, в свою очередь следователь полномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий. Буквальное толкование указанных норм на практике приводило в тому, что следователи, руководствуясь предоставленными законом полномочиями, в ряде случаев по своему усмотрению не допускали явившихся для участия в обыске защитников поскольку закон не обязывает их подобному действию.

Рассмотрев вопрос соответствия данных норм Конституции Российской Федерации, Суд отметил, что оспоренные положения закона предоставляют явившемуся защитнику, а также адвокату того лица, в помещении которого производится обыск, право присутствовать при проведении следственного действия, а на следователя возлагают обязанность обеспечить возможность осуществления этого права. Отказ допустить к участию в обыске явившегося защитника является нарушением уголовно-процессуального закона.