28.05.2018
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2018 г. № 20-П выявил конституционно-правовой смысл статьи 435 УПК Российской Федерации, который отныне общеобязателен к применению всеми правоохранительными и судебными органами.
Суд определил что, в случае выявления факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, суд, принимая решение о его переводе в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, – при наличии для этого медицинских показаний, зафиксированных в заключении экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и, при необходимости, в медицинском заключении соответствующей медицинской организации, – обязан установить срок, на который данное лицо помещается в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в том числе календарную дату его истечения. Напомним, что действующая редакция статьи 435 УПК РФ не содержит указания на наличие медицинских показаний для принятия решения о переводе, а также не обязывает суд установить срок помещения лица в медучреждение.
Конституционный Суд Российской Федерации также обратил внимание, что процедура продления срока содержания под стражей обвиняемого должна осуществляться при его личном присутствии, если его психическое состояние позволяет осуществлять такие права самостоятельно. Установленный судом срок помещения в медицинскую организацию не может рассматриваться в качестве препятствия для прекращения нахождения обвиняемого в такой медицинской организации, если отсутствие для этого оснований будет констатировано уполномоченными должностными лицами соответствующей медицинской организации.
Изложенная позиция будет являться дополнительной гарантией прав лиц, которым оказывается психиатрическая помощь, от необоснованного содержания в условиях изоляции от общества при совершении общественно-опасных деяний.
Услуги Бюро: Адвокат по уголовным делам.