Может ли домашний арест быть применен к виновному в преступлении небольшой тяжести?

28.03.2018

Поводом для рассмотрения данного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации стало обращение гражданина, которой не согласился с легитимностью избрания меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, то есть за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет.

В постановлении от 22 марта 2018 г. 12-П Суд разъяснил, что вопрос избрания такому лицу домашнего ареста зависит от возможности назначения ему уголовного наказания в виде лишения свободы при последующем рассмотрении уголовного дела по существу.

Так, согласно статье 56 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ: рецидив преступлений, наступление тяжких последствий в результате совершения преступления и т.д. Исключения их данного правила составляют обвинения по частям первой статей 228, 231 и статье 233 УК РФ, а также статьи, по которым лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания. Во всех иных случаях привлекаемому к ответственности лицу назначается наказание, не связанное с лишением свободы.

Из разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении вопроса об избрании / продлении меры пресечения в виде домашнего ареста суд обязан убедиться в наличии нормативной возможности назначения за соответствующее деяние наказания в виде лишения свободы, если виновность данного лица в его совершении будет подтверждена приговором суда. Иное понимание закона противоречило бы конституционным принципам справедливости, соразмерности и презумпции невиновности. При отсутствии указанной нормативной возможности избрание меры пресечения в виде домашнего ареста незаконно.

Обновление от 25.06.2020

В постановлении от 11.06.2020 № 7 Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что судам следует иметь в виду, что избрание меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, допускается лишь в случае, если за это преступление в соответствии с положениями Общей части УК РФ, в том числе с ч. 1 ст. 56 УК РФ, ч. 6 ст. 88 УК РФ, и санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ в качестве наиболее строгого вида наказания может быть назначено лишение свободы, либо при наличии предусмотренных ч. 1 ст. 108 УПК РФ исключительных случаев для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом суду надлежит во всех случаях разрешать вопрос о возможности избрания такому лицу более мягкой меры пресечения.